?

Log in

No account? Create an account

La Destreza

« previous entry | next entry »
Nov. 19th, 2007 | 10:28 pm
Мое ничего: creativecreative
Звуки вокруг: Ногу свело - Идем на восток...

Написанию этой статьи поспособствовал приснопамятный российский госзаказ – историческая авантюра «1612». Меня просто умилила разгромная критика обучения в «магическом круге», что только не писали по этому поводу, вплоть до приписывания дьявольщины и попрания основ православия. Но наши доморощенные критики, увы, плохо знают историю боевых искусств, так что, прежде чем высказывать те или иные мысли по поводу незнакомых явлений, надо учить мат.часть. А ларчик открывался просто.

 

La Destreza, известная еще как Магическое или Испанское колесо – школа фехтования с использованием пары шпага и дага, которая показывает, как объединять атаку и оборону с эффективной позицией и передвижениями. Основой является так называемый магический круг, формирование которого происходит сразу после первой атаки за счет дополнительных подшагиваний – это позволяет увеличивать дистанцию и мобильность. Интересно то, что дестреза не подразумевает зазубривания, а алгоритмы более чем гибки и объясняют прежде всего, почему следует делать именно так, а не иначе.

 

У каждого фехтовальщика свои физические возможности, а значит и величина круга будет для каждого разной. Его размер определяется расстоянием между передней стопой и вытянутой вперед рукой. Важно то, что не фехтовальщик привязан к дестрезе, а круг к нему, и передвигается вместе с человеком. Момент, когда наш круг соединяется с кругом противника, является сигналом, что можно проводить атаку, и, чем больше внутренний наш круг накладывается на круг противника, тем в лучшей мы оказываемся позиции для атаки. Такая виртуальная способность видения этих «магических кругов» приводила к тому, что адепты дестрезы, в отличие от воспитанников других школ, предпочитают шаг назад или уход в сторону от линии атаки, контратакуя тогда и только тогда, когда противник находится внутри их круга.

 

Важным элементом Дестрезы было передвижение всегда в своем кругу, вслед за перемещением часовой стрелки (хотя, вероятно, существовал и обратный ход, но это уже другая ступень мастерства). Это движение заставляло противника постоянно изменять направление атаки, уменьшало эффективность какого-либо оружия в другой его руке благодаря выходу за пределы его досягаемости, и создавало возможность атаки, если противник окажется внутри нашего круга. Ну и, наконец, согласно с данным принципом обороны, потенциальной атаке открывается минимальный участок нашего тела. Позиция эта, называемая Diestro, даже в «свободной», не канонической версии открывала для атаки противника только малую часть нашего тела - рука с рапирой вытянута горизонтально, конец ее направлен в гарду противника или его глаза. Это естественно, позволяет контролировать действия противника и дает возможность выйти за пределы его боевой дистанции одним шагом, в тоже время можно одновременно начать немедленную атаку по одной из линий дестрезы противника.

 

Но, несомненно, основой мастерства было "Taco" - чувствование слабых и сильных сторон противника через свое оружие, сразу после первого контакта, что, впрочем, характерно для многих боевых сиcтем. Таким образом, мастерством считалось умение предвидеть намерения противника и выведение своего оружия в такую позицию, в которой противник не может атаковать, зато мы можем это сделать без труда. Например, с помощью минимального поворота запястья можно увеличить уровень контроля над оружием противника даже при минимальном контакте клинков, что позволяет изменять направление атаки в момент самого ее начала, так называемое "Atajo".

 

Дестреза заставляет хладнокровно планировать схватку, не позволяла ни атаковать вслепую, ни защищаться, как бог на душу положит, и хотя изначально созданная, как оборонительная, давала возможность проводить смертельно эффективные атаки. Предполагалось, что все физические, психические признаки и личные предпочтения фехтовальщика можно отнести к определенной группе бойцов, - "снайперов" или контратакующих, затягивающих в свою оборону или проводящих атаки волна за волной и т.д. Тренируясь по строго определенным образцам (геометрия дестрезы), ученики нарабатывали умение автоматически подстраиваться к самым разным стилям боя. В Дестрезе огромное внимание уделяется психологическим аспектам боя. Диэстро, как оборонительная позиция, не кажется противнику агрессивной, поэтому, чтобы нарушить его уверенность в себе, проводятся короткие быстрые удары и уколы, которые не смертельны, но создают дыры в психике противника (например «Испанский поцелуй"» - рассечь кончик носа или губу противника).

 

Сделаем вывод, La Destreza - это не только очень запутанная геометрическая фигура, но и философия боя, которая позволяет ценить собственную жизнь, и одновременно быть смертельно эффективным против атакующих.

 

Даже немного досадно, что в России, да, пожалуй, и в Испании, невозможно найти учителя в совершенстве владеющего данной системой, было бы любопытно.  Однако, существует достаточно источников чтобы составить более или менее полное представление о La Destreza – это во-первых "Academie de L'Espree" Girard'a Tibault'a составленная в 1628 году на основе еще более ранних трудов - Jeronimo Caranza (De La filosofia de las Armes - 1583) и Luis Navarez (Libro de las Grandezas de la Espada - 1600), но, увы, едва ли удастся найти перевод на русском, впрочем, меня вполне устроила бы и испанская книга. боевые искусства

Link | Leave a comment | | Flag

Comments {17}

(Deleted comment)

DarkMaster  (Бессмертный)

Просто так...

from: darkmaster_f111
date: Nov. 20th, 2007 09:15 am (UTC)
Link

спасибо, учту...

Reply | Parent | Thread

zloy_bruder

Просто так...

from: zloy_bruder
date: Nov. 20th, 2007 07:37 am (UTC)
Link

Насколько я знаю, у северян парное оружие редко приживалось. Вот и собирали с миру по нитке

Reply | Thread

DarkMaster  (Бессмертный)

Просто так...

from: darkmaster_f111
date: Nov. 20th, 2007 09:27 am (UTC)
Link

Хех, здесь несколько другая история, после того как мечи замениа шпага, вполне логичной оказалась замена щита, но вариантов тут было больше: первый - дага, весьма удобно так как кроме блокировки оружия появлась возможность нанести серьезный урон, кстати, первыс шагом к этому был батлер - небольшой "кулачный" щит; второй - плащ, намотанный на руку либо свободно свисающий, он так же заменял щит, и применялся даже шире, чем дага, что закономерно, так как плащ был повседневным элементом одежды.

Reply | Parent | Thread

zloy_bruder

Просто так...

from: zloy_bruder
date: Nov. 20th, 2007 09:57 am (UTC)
Link

Именно что плащ. Хотя, имхо, дага это отличный инструмент по обезоруживанию противника, а плащ - это повседневный щит.

Reply | Parent | Thread

DarkMaster  (Бессмертный)

Просто так...

from: darkmaster_f111
date: Nov. 20th, 2007 10:42 am (UTC)
Link

Хм... Обезоруживание едва ли, это уже скорее если повезет или оппонетнт лох, а вот блокирование или атака - это пожалуйста. Хотя встречаются экземпляры даг с интересными сложными гардами (есть и шпаги такого же плана), вот они-то вполне могли использоваться для того чтобы при захвате сломать клинок противника. Наиболее яркий представитель такого оружия плана есть в восточном арсенале - это дзютте, который даже не имеет ни острия, ни режущей кромки, но обладает приличной массой и большим запасом прочности, а гарда специально сделана для захвата клинка.

Reply | Parent | Thread

Просто так...

from: romtzr
date: Nov. 20th, 2007 07:48 am (UTC)
Link

Интересно, а спортивное фехтование так незрелищно выглядит из-за суперпрофессионализма спортсменов, или как такового фехтования там уже нет?

Reply | Thread

DarkMaster  (Бессмертный)

Просто так...

from: darkmaster_f111
date: Nov. 20th, 2007 09:30 am (UTC)
Link

Ню, не то что бы не зрелищно, просто разглядеть сложно, да и во главе стоит цель, а не зрелищность, к слову, сомневаюсь, что и историческое фехтование выглядело бы зрелищным если бы велась схватка на смерть, киношных трюков бы небыло и все выглядело бы намного более прозаично и быстро.

Reply | Parent | Thread

Просто так...

from: romtzr
date: Nov. 20th, 2007 12:24 pm (UTC)
Link

Скорее всего, ты прав. Но зачем тогда рисовать "круги" и проч., если всё это практически не используется?

Reply | Parent | Thread

DarkMaster  (Бессмертный)

Просто так...

from: darkmaster_f111
date: Nov. 20th, 2007 12:36 pm (UTC)
Link

Как не используется, круги - это "учебник", школа, аработка алгоритмов действий, чтобы каждый удар был естественнен, как дыхание, и не требовал обдумывания, тогда-то и появится настоящая скорость и точность. :))

Reply | Parent | Thread

zloy_bruder

Просто так...

from: zloy_bruder
date: Nov. 20th, 2007 10:00 am (UTC)
Link

А оно и не должно выглядеть зрелищно. Идет ставка на один удар, доспехов нет. Историческое тоже не должно было выглядеть красиво. Разве что турнирное, тупым оружием итп.

Reply | Parent | Thread

Просто так...

from: romtzr
date: Nov. 20th, 2007 12:25 pm (UTC)
Link

Нда... А хоцца-то как в кине:-(
Понятно, что любое единоборство не напоказ не зрелищно - главное нанести решающий удар...

Reply | Parent | Thread

zloy_bruder

Просто так...

from: zloy_bruder
date: Nov. 20th, 2007 02:24 pm (UTC)
Link

Причем желательно один и с первого раза

Reply | Parent | Thread

n0_name_at_all

ДЕСТРЕЗА - техника передвижения

from: n0_name_at_all
date: May. 28th, 2009 01:49 pm (UTC)
Link

Всем привет!

Я как-то заинтересовался Дестрезой и нашел тексты "Spanish Footwork",касающиеся этой школы.
Вот тут их перевод на русский http://espada.family-lab.ru/destreza.html

Сразу предупреждаю - могут быть "корявости" и орфографические ошибки.

Если кто заметит неточности - пишите...

Reply | Thread

DarkMaster  (Бессмертный)

Re: ДЕСТРЕЗА - техника передвижения

from: darkmaster_f111
date: May. 29th, 2009 09:09 am (UTC)
Link

Почитаю повнимательнее на днях, бегло же все не плохо, хотя некоторые моменты спорны, и сразу хочу отметить, что La Destreza именно школа фехтования, а техника передвижения всего лишь один из аспектов в обучении.


Reply | Parent | Thread

n0_name_at_all

Re: ДЕСТРЕЗА - техника передвижения

from: n0_name_at_all
date: May. 29th, 2009 09:25 am (UTC)
Link

О, с этим никто не спорит, но также бесспорен и тот факт, что техника передвижения такая же неотъемлемая часть любой школы фехтования, как и сами приемы, поскольку они неразрывно связаны. И любой движение вооруженной руки координируется с ногами. И обучение обычно также начинается с передвижений. Поэтому вполне логично, что англичане сначала издали "технику передвижений" а лишь теперь собираются выложить "работу с клинком".
В самих переведенных статьях, кстати, есть пара приемов, не более...

Когда англичане закончат очередную статью "Spanish Bladework" - переведу и её.

Reply | Parent | Thread

DarkMaster  (Бессмертный)

Re: ДЕСТРЕЗА - техника передвижения

from: darkmaster_f111
date: May. 29th, 2009 09:57 am (UTC)
Link

С интересом почитаю.

А вот такое деление, лично мне, не очень нравится, я сторонник того, что начинать работу с оружием надо как можно раньше, пусть даже с учебным. Но большинство современных правил ограничивают старые системы и заставляют растягивать обучение.

Reply | Parent | Thread

n0_name_at_all

Re: ДЕСТРЕЗА - техника передвижения

from: n0_name_at_all
date: Jun. 1st, 2009 07:23 am (UTC)
Link

Работа с оружием начинается с самого начала в этих статьях, т.е. выполняя упражнения на передвижение обучающийся держит в руках оружие. Более того, найти "Идеальную пропорцию" не имея в руках оружия невозможно. Другое дело что в этих статьях упор делается именно на передвижение, что на мой взгляд, абсолютно верно, хотя конечно хочется побыстрей перейти к мастерству владения клинком. Но как показывает практика, попытка перейти к "математическому анализу" одновременно с изучением "основ арифметики" приводит к не всегда положительным результатам ;-)

Reply | Parent | Thread